Хороший дом, добрая жена - что еще нужно, что бы встретить старость?" - спрашивал герой Павла Луспекаева в знаменитом " Белом солнце пустыни".
Да ничего не нужно, что бы ее встречать. Ничего особенного, потому, что она, падлюка, сама приходит. Без оркестра, девочек с султанчиками и и интеллигентно-предварительных телеграмм.
Все сказки заканчиваются и жили они как-то, и умерли в один день.
Наверное, это и есть - достойный итог, когда, заботясь друг о друге, можно тихо уснуть вместе и утром открыть глаза.... понять, что зря убиваются те, кто внизу, глядя на них свесив босые ноги с облака.
Посещение дома престарелых в Швеции производит самое благостное впечатление. Все старички дружно делают гимнастику по утрам, выезжают организованными группами на экскурсию, даже маникюршу могут пригласить себе для приведения перышек в порядок.
Всюду приветливые улыбки персонала и поделки,сделанные руками проживающих.
Все располагает к проведению к тихо-мирной старости. Заботливые руки младшего персонала сменят памперс и сунут градусник в рот,если руки уже не могут подниматься и удерживать эту штуковину.
И как же умиляются приезжий люд, зашедший на территорию с цветочками и зайцами на полянке. В самом деле,рай для стариков.
И уж совсем не понятно, почему в нашей русской культуре так не принято? Ну, же!
А все ведь и в самом деле НАОБОРОТ в нашей - русской.
Попробуйте отдать свою маму в Дом престарелых? Нет, заметьте, не старых, а престарелых... КОГО? Престарелый - имя прилагательное, за которым должно следовать имя существительное. Мы стыдливо умолкаем, не закончив предложение. Не можем мы назвать дом старых родителей. Ведь там, за этими заборчиками они - наши мамы и папы.
Они стали нам в тягость. Нам некогда, мы работаем, мы не сидим дома. Нам бы впору детей "выкормить".
Я помню, как я спросила однажды маму, кто позаботится о той одинокой старушке, которая всю жизнь прожила со своей сестрой. Мне неведомо было по каким причинам у нее не было семьи, но то, что она осталась одна после того, как ее младшая сестра умерла - было как факт- кому нужна теперь?
Мама тогда пробормотала что-то невнятное, вроде "Не знаю, может сыщется кто-нибудь из родных".
Заметьте, пока есть хоть кто-то родной, вопрос приюта старости - не обсуждается. Это- позор семье.
Таким, кто не возьмет к себе старушку-мать, вряд ли будет почет и уважения от знакомых, незнакомых,случайных... Это - клеймо на всю жизнь. Это, если хотите, да простят меня атеисты и верующие всех мастей, нарушение кармы на много поколений вперед.
А в Швеции? А в Швеции это- традиция. Фактически, норма. Такого количества востребованных рук, как в области ухода за стариками и инвалидами нет ни в одной другой.
Я не знаю как к этому относиться. С одной стороны, наверное, хорошо,что за чьей-то мамой присмотрят, вовремя дадут таблетку и вынесут утку. Наверное, хорошо, что кто-то даст чьему-то отцу диетическую похлебку и вывезет во двор на каталке.
Но, Боже мой, как бы мне было нестерпимо стыдно, если бы это случилось с моими родителями.
И как же мне не хочется, ждать сыновей по четным четвергам месяца, если я окажусь немощной, неспособной оплачивать квартиру и приготовить себе плошку каши.
Я выросла в иной культуре, где не отдавали детей в чужую семью, когда не хватало хлеба. В моей культуре родители принимали иное решение - или больше работать, или меньше есть самим, но НИКТО не принимал решение, будучи в здравом уме, отдать ребенка в приемную семью.
Я выросла в культуре, в которой младший ребенок оставался в родительском доме, неся ответственность за достойную старость тех, кто дали ему жизнь и вырастили, отдав все, чем обладали сами.
Я выросла в той среде, где свой пример, своя жизнь становилась звеном в жизни своих детей внуков и тех, кто будет после. Может быть, самым важным звеном, из всех, которые вплетает жизнь каждый миг в продолжение самой себя.
Я заранее принимаю все возражения о брошенных на произвол судьбы стариках, тех, кто имея детей осиротел и доживает свой век в нищете и болезни, моля Небеса принять их как можно скорее.
Но и сытая шведская уютная усадьба для стариков не лишает их этих мыслей.
Потому, что важна не тарелка каши и таблетка под языком,а способность НЕ БЫТЬ обузой и самому определять частоту и количество встреч со своими детьми и внуками.
Важна возможность поговорить с теми, кто родной, кто простит и поймет это по родству крови,а не по обязанности, за которую платят заработную плату.
Комментариев нет:
Отправить комментарий