Пиксели

Неделимые элементы матрицы жизни, характеризуемые определенным цветом,настроением и содержанием.

пятница, 4 июля 2014 г.

Чехов. Воспитанность. И кое-что еще.

Чехов. Воспитанность. И кое-что еще.

Я не  люблю  Чехова,  Битлз и не считаю "Черный  квадрат"  произведением  искусства.


О, как  безапелляционно я  заявила  о себе и сморщилась  от  того, как  звучит  то, что я  написала  выше. Я рискую  своей  репутацией  воспитанного человека... Но, чьерт  побъери, это - правда. Но  дальше  все  будет  совсем  не  об  этом.

Итак,  о Чехове. Когда я  восстанавливалсь в  Спб университет культуры  и  искусств, мне  предложили  сдать  разницу в  учебных планах, что бы  не  терять  один  курс. Так сказать,   "до-сдать"  те  предметы, которые  не  входили  в  мой  предыдущий  курс  обучения. Среди  всех  этих предметов  был  один - "Русская  литература  конца 19-начала  20 века". Тогда  не  могли  определить к  чему  ее  отнести - к  русской  дореволюционной  или  к  советской, поэтому, из двух моих предыдущих  курсов, которые  были  сданы или прослушаны  ранее, ее  вычленили  насильственно и сделали  из не  отдельный  курс.
Ну, что ж... наверное, даже  кафедру сделали. Новое место  для  нового  начальнка.

Итак... я уже  курс  "19 век"  сдала, "20 " тоже  вроде как  был  прослушан до половины, чего  ж не  сдать по новой? И  засела я  за  "Мелкого  беса" Ф.Сологуба, "Иуду  Искариота" Андреева, лирику Бунина , Чеховские шедевры раннего периода и других не менее  значимых писателей. Поэзия также  была  мною прочитана  не без  удовольствия. Умели  же зарифмовать  смысл....Не  то , что  ноне " Так целуй  меня уже, я  же  взрослая везде". Кхе, простите, вырвалось.

С первого  захода сдать не  удалось... преподаватель  взял список  прочитанной  литературы, нахмурился и  назвал две  фамилии  отсутствовавшие в  списке...Фамилии мне ни  о чем не сказали, а потому, было решено прочесть и вернуться еще  раз, что бы  не  позорить звание  "вшивого интеллигента".

Со второго  захода  сдать  тоже не удалось, потому, что отражение  примет времени и  его  экзистенциальных порывов в произведениях авторов  "серебряного века"  было мною раскрыто "не  до конца", по мнению  того  же  самого преподавателя,  да продлит  его  годы  природа до  глубокой  старости.

Ну, а  на  третьем разе, я  просто поняла, что  он  издевается  надо мной  с  наслаждением,  ибо, как  он  признался,  ставя  мне в  зачетку "уд" - еще никто из студентов  не  заявлял, что  прочитал  все, что  написано в  списке.
Вот  так  меня  покарали  за правду.
Это я  написала  не  для  того, что бы  выразить  обиду  на  преподавателя. Бог с  ним  и  его  тараканами... Это я  к  тому, что я  не  люблю  Чехова.  Правда,  по  иной  причине.


Я улыбнусь, потому что  фраза  моя  звучит  пошло.  Какое  у  меня  право  любить или  не  любить  незнакомого мне человека? Мы  не  знакомы с  ним, я  ничего не могу  знать  о нем, кроме  того, что  знают все.
Перечитав большую часть из  собрания  сочинений и  личную  переписку,  опубликованную в  10 томах, я могу честно сказать.... То, что  описывал  Чехов  в своих произведениях - пошлость. (Да простят  меня , перекрещивающиеся сейчас  троекратно,  знатоки и просто ценители его творчества.) И именно поэтому,  его произведения  вызывают во  мне  столько противоречивых чувств. Бесспорно, автор  талантлив. Читать и перечитывать  его  произведения стоит  хотя  бы  ради  того, что бы, наконец, уяснить  о чем  он  писал и  для  чего.
 Время, в  которое  он  жил было  так  пошло, что все, что ему  оставалось  делать при  его литературном  таланте и природной  наблюдательности, это  - записывать все, что происходит вокруг.
Его популярность у  театральных постановщиков, лишь подтверждение  тому, что зрители  этих  пьес так и  не  избавились от  пошлости в  своей  жизни и даже не поняли  до  конца  того, что все, что  они  смотрят - это всего лишь  литературная  обработка  пошлости. Но как  бывает  важно сказать " Ах, мы вчера  смотрели "Чайку" в....". Это сразу прибавляет  бонусов  на  года  эдак  три вперед.

Простите меня, господин Чехов. Вы  были столь  талантливы, что  описав  Ваше  время, возможно и  не  догадывались ,что  даже  спустя десятилетия после  Вашей  смерти, все  останется  таким  же в человеческой среде.  Люди по-прежнему  будут  пытаться  изображать из себя  не  то, что они есть, а  "общепринятые  нормы",  изменяемые  по мановению чьей-то  руки, будут  приниматься без  тени сомнения,  и следование  этим  придуманным,  в корыстных целях, нормам будет считаться "хорошими  манерами",  даже если  это  будет противоречить  здравому смыслу.

И последнее. Затертая  до  дыр, заплесневелая  фраза  о том, что  "воспитанный  человек  не заметит", как  соус  оказался  на  столе ...просто  абсурдна.
У Чехова  нет  аллегорий, кроме  одной - неживые предметы, будь  то  "многоуважаемый  шкаф" или  " вишневый  сад" подчеркнуто неживые, лишенные любого  признака  жизни, они -просто  предметы и  именно поэтому,  наделяются  читателями/зрителями несуществующими качествами. Мы  ищем в  чеховских  строках  то, чего  там  не  было и  не  будет, упорно  не  замечая  того,  что  там прорисовано с детальностью, достойной пристального  внимания. И лишь по  одной  причине. Чехов в пенсне как  гарант  интеллигентности и воспитанности. Прикоснулись.

Мне кажется, я  не  ошибусь, если   скажу, что Чехов  издевался, когда  написал, что человек  тогда  воспитан, если "не  заметит  соуса пролитого на скатерть".
Представьте ситуацию.
 За  столом сидят  люди. Не важно сколько, если  их  больше  двух.
Кто-то, проливает соус  на  белоснежную скатерть...
соус  расползается  пятном  все  шире и  шире, затекая под  приборы или  тарелки.
Но  вокруг сидят все сплошь "воспитанные  люди" - они  этого НЕ замечают!
Да  нет, же, черт возьми! Они  это  замечают, но, усвоив,что  "НЕ замечать, даже  если  заметил", это - правильно, продолжают сидеть ,как ни в  чем не  бывало! И они слепо (ах, как  хочется  написать  " тупо", простите, Антон  Павлович!) следуют  этому  завету. Дедают вид, что не  заметил и верят в свою воспитанность по-чехову.

Чехов просто  смеется,  произнося  эту  фразу, потому, что  знает, ЗНАЕТ, что  любой  нормальный, обычный  человек заметит  пролитый соус. А  вот  тот, что  сидит  и  упорно  делает  вид, что не  замечает - глуп, смешон и пошл.

Как  поступит обыкновенный человек в  этой  ситуации - зависит  от  обстоятельств. Я не  буду  фантазировать  на  эту  тему... достаточно  просто  представить себя  на  этом месте.  И я  уверена, что адекватные действия, вызванные  этим  треклятым  соусом,  ни в  коей мере  не  дадут  повода  усомниться в  моей  воспитанности.

А вот  то, что заезженную  фразу  о  соусе и  о том, как  на  него реагировать, уже пора  развенчать и выбросить из правил "хорошего  тона", что бы  не  дурить  детям  голову, у меня  не  вызывает  сомнений... А  то  вырастут с  этим убеждением, и  пошлость  так  и  останется в  нашей жизни.
Читайте  Чехова. Внимательно. Пожалуйста.

Комментариев нет:

Отправить комментарий